Трансформации бизнеса. Стратегии и опыт

В последние несколько лет очень модным трендом стали идеи трансформации бизнеса. Передовыми компаниями и в этом вопросе оказываются компании, работающие в сфере высокотехнологичного бизнеса, телекоммуникаций и Ай-Ти индустрии.

Сама по себе идея периодических трансформаций компаний и бизнеса родилась в США примерно 30 лет назад. Не сложно догадаться, что в основе идеи трансформации всегда лежат идеи повышения эффективности и конкурентоспособности, борьба с издержками производственных и сервисных процессов, необходимость оптимизации расходов, выведение за рамки компании отдельных инвестиционно-привлекательных прорывных проектов с целью сделать их еще более привлекательными для инвесторов, и многие другие причины.

Обсуждая идеи трансформации, применительно к бизнесу в России, важно отметить, что само понятие трансформации применимо скорее к достаточно крупным компаниям (публичным, или готовым стать публичными), иными словами, когда трансформационные идеи могут принципиально улучшить экономическую и инвестиционную картину в компании, создать новые конкурентные преимущества, вывести на совершенно новый уровень систему корпоративного управления. В противном случае это будет просто внедрение эффективных решений в рамках финансов, управления технологий, обычные работы в рамках оптимизации и консалтинга.

Нам посчастливилось, наверное, одними из первых консалтинговых компаний в России иметь некоторое касательство к нескольким значимым трансформационным проектам публичной и не публичной компаний. В рамках анализа и консалтинга в процессе надзорных функций удалось ознакомиться с огромным комплексом задач трансформации, изучить методы американских авторов, выработать некоторые методики, которые позволяют адаптировать зарубежный опыт на поле российского бизнес-пространства. Вопрос не только в размерах рынков, вопрос в психологии, в психологии кадров, качестве исходной модели управления, перечислять можно долго.

Что представляется крайне важным отметить: основными драйверами в рамках трансформации должен быть Топ-менеджмент компании 3-го уровня, это предписано трансформационной наукой, но очень тяжело иногда воспринимается высшими руководителями и собственниками. Важнейшим параметром в рамках трансформации является комплекс оценки рисков всех типов, на каждом этапе, в рамках каждого направления трансформационной стратегии. Сохранение кадрового, научного, технического, технологического потенциала, ключевых компетенций, эффективного взаимодействия с финансовыми институтами, отсутствие инцидентов в сфере сервисных услуг, сохранение доли на рынке, оценка поставщиков, подрядчиков, новых потенциальных партнеров, и пр…, по всем ключевым параметрам необходимо постоянно проводить консалтинговые работы по риск-менеджменту. В рамках такой работы необходимо своевременно (а лучше заранее) формировать новый пул управленческих организационных стратегических решений. Иными словами, «полет перспективной мысли проектных групп трансформации» необходимо контролировать и своевременно вносить изменения в структуры принятия решений на всех уровнях, где прогнозируются риски.

В противном случае предполагаемая экономическая эффективность в рамках трансформационных решений может приводить к временному (хорошо, если краткосрочному) падению качества услуг компании, частичной потере клиентов по нескольким направлениям одновременно, иными словами, тренд развития в рамках старой стратегии потерян, а новый трансформационный рывок может начинать свой путь с некоторого количества инцидентов. Представляется крайне важным влияние такого рода отрицательных факторов максимально нивелировать в при реализации стратегических и трансформационных преобразований бизнеса.

+7 (495) 614-12-50